Оснащение грузовиков, перевозящих грузы, оборудованием ГЛОНАСС отсрочили до 1 сентября 2021 года
Требование к перевозчикам опасных грузов, а также к перевозчикам пассажиров оснастить свои транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС снова отсрочили. По принятому Постановлению Правительства, оно вступит в силу с 1-го сентября 2021-го года, а не так, как планировалось прежде (с 1-го июня 2021-го года). Аппаратура позволит передавать данные о движении транспортного средства в режиме реального времени.
Что примечательно: это требование должно было применяться еще с 15-го апреля 2018-го года, однако с тех пор регулярно каждый год переносилось. В прошлом году причиной его отсрочки, естественно, стала ситуация с распространением коронавирусной инфекции: в Правительстве решили снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в период кризиса, тем более что пассажирские перевозчики, действительно, во время весеннего режима самоизоляции вынуждены были если не полностью остановить свою деятельность, то существенно ее минимизировать.
Правда, тогда новые сроки установили на 1-е июня 2021-го года. Однако в конце прошлого года на фоне проведения «регуляторной гильотины», актуализирующей требования к бизнесу, Правительство приняло новое постановление, регламентирующее правила оснащения транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС, которое должно вступить в силу с 1-го сентября 2021-го года.
Таким образом, перевозчики получили еще три дополнительных месяца на то, чтобы успеть установить на свои автомобили необходимое оборудование. С 1-го сентября 2021-го года, если очередных переносов не случится, все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки (категории М2 и М3), и все грузовики вне зависимости от массы, перевозящие опасные грузы, должны будут ездить под спутниковой навигацией.
Оборудование должно будет обеспечивать передачу данных в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» о местоположении транспортного средства (географические широта и долгота), его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации. Передача сведений должна осуществляться каждые 30 секунд, а посредством системы «ЭРА-ГЛОНАСС» они должны быть доступны Ространснадзору.
При этом аппаратура должна ловить сигналы как минимум двух навигационных систем, одной из которых, конечно же, является ГЛОНАСС.
Как выяснило издание «Ведомости» в пресс-службе АО «ГЛОНАСС», стоимость устройства варьируется от 10 тыс. до 25 тыс. рублей, еще 1 170 рублей надо разово заплатить за подключение к системе и не более 200 рублей — каждый месяц в качестве абонентской платы.
Поскольку требование об оснащении аппаратурой спутниковой навигации пытается вступить в силу еще с 15-го апреля 2018-го года, многие перевозчики уже выполнили оборудование своих транспортных средств. Так, по данным АО «ГЛОНАСС», необходимыми устройствами уже оснащены около 60% автобусов и порядка 20% грузовиков.
А будут ли санкции?
Отдельные штрафы за отсутствие оборудования ГЛОНАСС пока не предусмотрены. Возможно, они будут приняты к 1-му сентября, когда требование станет обязательным. По крайней мере, ранее попытка ввести новые санкции уже предпринималась.
Так, в первом варианте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который был представлен еще в январе прошлого года, такие штрафы действительно значились.
Предполагалось, что за отсутствие аппаратуры спутниковой навигации, если она обязательна, водителей будут наказывать на сумму от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Точно такие же санкции планировали ввести и для тех случаев, когда оборудование установлено, однако при осуществлении перевозок выключено или неисправно.
Вместе с тем в действующем КоАП есть, например, статья, применяющаяся при нарушении правил перевозки опасных грузов. Она предусматривает штрафы для водителей в размере 1-1,5 тыс. рублей, для должностных лиц, к которым приравниваются и ИП, — 5-10 тыс. рублей, для юридических лиц — 150-250 тыс. рублей.