30 ноября 2016

    В последнее время появилось множество желающих отрапортовать об эффективном внедрении и использовании навигационно-информационных технологий. Стали появляться «лидеры» «по внедрению ГЛОНАСС» и среди регионов, и среди отдельных организаций-предприятий. Но не смотря на большое количество самоназначенных передовиков, все оценки связаны, как правило, с успешным освоением денежных средств, выделенных федеральными органами.


    11 июля 2016

    Начальник отдела международного сотрудничества Аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Сергей Силин рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» об участии в международных мероприятиях, на которых сотрудники Аппарата отстаивают интересы Российской Федерации в области спутниковой навигации.


    27 июня 2016

    Многие современные технологии призваны не только повышать эффективность и облегчать деятельность, как отдельных индивидуумов, так и целых отраслей, но и позволяет минимизировать влияние человеческого фактора. Одним из таких направлений является развитие целого комплекса автономно управляемых средств. О наиболее активно развивающемся виде беспилотных транспортных систем, а именно о летательных, читателям журнала «Вестник ГЛОНАСС» расскажет Сергей Жуков, генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий".


    17 мая 2016

    Система экстренного реагирования при авариях и иных происшествиях на дорогах, известная под названием «ЭРА-ГЛОНАСС», долгожданно вступила в основной этап своего жизненного цикла.


ГЛОНАСС на международной арене

11 июля 2016

Начальник отдела международного сотрудничества Аппарата главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей Сергей Силин рассказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» об участии в международных мероприятиях, на которых сотрудники Аппарата отстаивают интересы Российской Федерации в области спутниковой навигации.

- В каких мероприятиях приняли участие сотрудники Аппарата главного конструктора НАП в 2015 году?

- Сотрудники Аппарата в 2015 году приняли участие в 12 мероприятиях, в основном международных, хотя также проходили и внутрироссийские мероприятия с участием представителей других стран. Если говорить в целом, то наша деятельность велась по двум основным направлениям. Во-первых, мы участвовали в мероприятиях по линии международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам (ГНСС) при ООН, который занимается регулированием процесса взаимодействия провайдеров услуг спутниковой навигации, т.е. прежде всего, тех стран, которые имеют ГНСС либо региональные спутниковые навигационные системы. В деятельности комитета также принимают участие государства, которые, так или иначе, используют ГНСС в своей экономической деятельности.

Обычно с начала года до ноября деятельность международного комитета по ГНСС ведется в рамках рабочих групп и подгрупп, которые готовят проекты документов. В конце каждого года проводится итоговое заседание Комитета. Кроме того, обязательно проводится несколько совещаний, предшествующих итоговому заседанию, и один или несколько семинаров по тем или иным направлениям деятельности комитета. Например, в прошлом году состоялся семинар по применению ГНСС. Он проводился в Красноярске на базе российской компании «Информационные спутниковые системы им. Решетнева». Доклады выступающих были посвящены применению ГНСС в различных областях экономики. Следующий семинар по применениям ГНСС планируется провести в Непале в декабре 2016 года. 

Естественно, что в связи с важностью принимаемых решений, Аппарат главного конструктора и ЗАО «КБ «НАВИС», в первую очередь, занимаются вопросами, находящимися в компетенции международного комитета по ГНСС. Но вопросы взаимодополняемости и совместимости систем, а также вопросы стандартизации оборудования, затрагиваются и на других мероприятиях. Это второе направление нашего участия в международных мероприятиях. С этой точки зрения, в частности, мы сотрудничаем с Радиотехнической комиссией по аэронавтике (Radio Technical Commission for Aeronautics, RTCA), во взаимодействии с которой сейчас разрабатывается проект международного промышленного стандарта на совмещенный навигационный авиационный приемник ГЛОНАСС/GPS, работающий на частоте L1. Это будет «первая ласточка» совместных российско-американских проектов, которая позволит американским производителям сертифицировать наше навигационное оборудование и устанавливать его на свои воздушные суда. 

Процесс этот длительный. Он начался в 2013 году, и сейчас первый его этап находится на стадии завершения. Продолжительность процесса связана с тем, что заседания Специального комитета 159 RTCA проводятся только два раза в год – весной и осенью. Прошедшей осенью мы представили четвертую редакцию документа и сейчас ждем от членов рабочей группы RTCA предложений, дополнений и замечаний, которые внесем в пятую и окончательную версию документа. Ее мы должны представить в марте 2016 года, а уже в июне состоится заседание программного комитета RTCA, который выдвигает подобные документы на утверждение авиационной администрации США (Federal Aviation Administration). Этот процесс также может растянуться на несколько лет, но, по крайней мере, никто уже не сможет вносить изменения в окончательную редакцию документа.

- Что будет после его утверждения?

- После утверждения документ публикуется как международный стандарт на минимальные эксплуатационные характеристики (Minimum operational performance standarts, MOPS). Авиационные перевозчики США с этого момента могут сертифицировать и использовать российское бортовое навигационное оборудование для оснащения своих воздушных судов в добровольном, естественно, порядке. 

В России имеются аналогичные квалификационные требования к навигационной аппаратуре для авиации. Сейчас действуют требования КТ-34-01, но в прошлом году была создана внутрироссийская рабочая группа, которая подготовила новую редакцию документа – КТ-316. Она разработана на базе российско-американского стандарта, о котором мы говорили ранее, т.е. здесь будет полная гармония. Мы, собственно, этого и добивались, чтобы документы были единообразными как для внутреннего рынка, так и для внешнего.

Аналогичную работу мы хотим провести с Европейской комиссией по оборудованию для гражданской авиации (European Organisation for Civil Aviation Equipment, EUROCAE). Мы с ними тоже сотрудничаем, но встречаемся не так часто, как с коллегами из RTCA. В настоящее время EUROCAE готовит совместно с RTCA MOPS на совмещенный приемник GPS/Galileo, аналогичный нашему стандарту с американцами, поэтому им, естественно, интересно как продвигается наша нормативная деятельность в этом направлении. Во время совещаний в EUROCAE мы знакомим европейских коллег с существующим состоянием дел. 

В итоге мы планируем разработать либо трехсторонний документ для оборудования ГЛОНАСС/ GPS /Galileo, либо хотя бы ГЛОНАСС/Galileo. Однако, в современном мире готовить документы на двухсистемный приемник – явное отставание. Та же EUROCAE активно развивает концепцию многочастотных приемников, в которые уже заложены ГЛОНАСС/GPS/Galileo и BeiDou, частота L3, т.е. в принципе это будет документ на мультисистемную аппаратуру. Было бы просто прекрасно изыскать возможности для привлечения заинтересованных предприятий, специалистов Роскосмоса, к этой работе, поскольку у ЗАО «КБ «НАВИС» и Аппарата главного конструктора просто не хватает собственных сил.

Если снова вернуться к направлениям нашей деятельности, то третье из них – внутрироссийское. Прежде всего, это весенний Международный форум по спутниковой навигации, в котором мы всегда принимаем участие. В прошлом году на Форуме с докладами по вопросам применения мультисистемного оборудования и высокоточной навигации выступали два представителя нашего предприятия. Кроме того, в рамках конференции наши специалисты участвовали в двухсторонних переговорах российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в области спутниковой навигации.

Из внутрироссийских мероприятий также следует выделить участие сотрудников ЗАО «КБ «НАВИС» в проводимой компанией АО «Российские космические системы» международной школе по спутниковой навигации.

- Какие основные вопросы поднимались и были решены на прошедших заседаниях?

- На этих мероприятиях поднимались вопросы обеспечения взаимодополняемости и совместимости действующих и разрабатываемых ГНСС, применения мультисистемного оборудования, разработки международных промышленных стандартов на мультисистемное многочастотное авиационное оборудование. Обсуждалась практика применения системы А-ГЛОНАСС и реализация режима высокоточной навигации, а также вопросы развития отечественного рынка навигационной аппаратуры потребителей, разработка навигационных модулей для навигационной аппаратуры и ряд других вопросов.

- В каких мероприятиях планирует принять участие специалисты Аппарат в 2016 году?

- Как уже было сказано, мы продолжаем работу по согласованию MOPS с RTCA, в очередной раз примем участие в Международном форуме по спутниковой навигации, примем участие в совещании EUROCAE в июне в Тулузе, где доложим, что подготовлена окончательная редакция российско-американского стандарта MOPS. 

Основным событием года для нас станет очередное XI совещание Комитета по ГНСС при ООН, поскольку в этот раз оно пройдет в России, в г. Сочи. Российская Федерация второй раз будет проводить подобное мероприятие. В следующем году аналогичная встреча пройдет в Японии.

На встрече в Сочи будет продолжаться обсуждение вопросов, которые поднимались ранее. В частности, на последней встрече в США рассмотрено несколько рекомендаций для внесения в документы Комитета, приняты рекомендации по мониторингу услуг ГНСС. Рабочая группы «А» Комитета предложила создать единую международную систему мониторинга услуг ГНСС. Сейчас идут дискуссии в рамках рабочих групп Комитета, какие параметры ГНСС необходимо отслеживать: целостность, непрерывность, надежность, стабильность. Планируется, что где-то в едином центре все эти данные будут объединяться, обрабатываться и выдаваться потребителям. Возможно, что в Сочи будет принято определенное решение по этому вопросу.

- Какие еще темы будут подняты на международных конференциях в этом году?

- Будет продолжено обсуждение вопросов предоставления качественного навигационного сервиса с использованием ГНСС, защиты спектра диапазона спутниковой навигации; выявления и исключения влияния источников помех от других радионавигационных источников различного происхождения, в том числе и бытового (мобильных телефонов, телекоммуникационного оборудования, радиолокационных станций и т.п.). 

Также будут рассматриваться вопросы взаимодополняемости и совместимости различных ГНСС, их системных шкал времени, организации образовательного процесса в области спутниковой навигации. На последнем заседании международного комитета по ГНСС поднимались вопросы решения проблем ограничения влияния космического «мусора». Речь идет о том, что на орбите скопилось очень много фрагментов использованной ракетно-космической техники, которые могут создавать угрозу безопасности действующих спутников.

Будет обсуждаться тема обновления информации по состоянию и перспективам развития существующих и создаваемых глобальных и региональных спутниковых систем и их функциональных дополнений космического и наземного базирования, т.е. помимо совместимости самих систем, речь идет о совместимости и взаимодополняемости дифференциальных систем коррекции, чтобы они тоже не мешали работе друг друга. Далее идет вопрос обмена информацией об открытых сигналах и услугах ГНСС и мониторинга характеристик открытых услуг ГНСС.

Что касается функциональных дополнений, то мы бы хотели еще подключиться к работе международной рабочей группы SBAS (Satellite Based Augmentation System). 

Специалистами ЗАО «КБ «НАВИС» разработано многосистемное оборудование, которое способно принимать сигналы ГЛОНАСС/GPS/Galileo/SBAS. Соответственно, мы бы хотели участвовать в работе этой группы, чтобы наши приемники отвечали актуальным требованиям.

- Насколько эффективным является участие в международных мероприятиях? Являются ли двухсторонние переговоры более предпочтительной и эффективной формой сотрудничества?

- Участие в подобных мероприятиях необходимо и оно, на мой взгляд, является достаточно эффективным. На заседаниях международного комитета по ГНСС принимаются рекомендации, которые предварительно готовятся на заседаниях рабочих групп и подгрупп. Если этот процесс не сопровождать и не участвовать в заседаниях рабочих групп, мы можем остаться позади в деле создания и развития нормативной базы в области ГНСС. Наше участие позволяет контролировать процесс международного нормотворчества и принимать в нем активное участие, отстаивая интересы Российской Федерации. Я уже три года принимаю участие в заседаниях международного комитета по ГНСС, и могу ответственно заявить, что за это время ни одна рекомендация не была принята без учета интересов России. Рекомендации, которые ущемляли бы российские интересы, по нашему настоянию были отклонены либо переработаны.

Что касается двухсторонних переговоров, то они имеют в большей степени тактическое значение, в смысле проработки конкретных вопросов двухстороннего сотрудничества с той или иной страной, в то время как участие в международных совещаниях – это международная стратегия. 

Беседовал Дмитрий Струговец.

Источник: журнал "Вестник ГЛОНАСС"